Sunday, 16 June, 2019

Consequences

 

Under the forecast earthquake damage,  the assessment of possible consequences of severe and catastrophic earthquakes, which can cause irreversible changes in the geological environment, the destruction of industrial, agricultural and civil projects is understood. Additionally, there may be social problems associated with the injury, damage due to disruption in transport and communications, the deterioration of living conditions, migration from disaster areas, reduce labor activity. All marked problems provide considerable economic losses across the state. Therefore, one of the laboratories of the Institute of Seismology (head - T.Abakanov) deals with  the development of integrated forecasting of economic and social damage from earthquakes and related secondary factors.

Theoretical studies is directed to the development of assessment criteria of the expected loss from the earthquakes of varying strength by studying the effects of known catastrophic events in different countries. In this regard, the following results are obtained:

· A method and a program of constructing predictive isoseismals intensities of expected earthquakes in the Republic of Kazakhstan are developed, which take into account the depth of the epicenter, magnitude, location, and are confined to еру areas of expected  earthquakes.

· Based on the collection, processing, analysis and interpretation of survey effects of destructive earthquakes occurred in the world in the past 100 years, the methods and tools for socio-economic impact of the destruction of the buildings in the settlements due to seismic effects intensity of 6 to 10 scores have been developed.

· The methods of calculation are developed, the  nomograms for obtaining optimal parameters of flexibility, reinforcement ratio, the class of concrete statically indeterminate bearing reinforced concrete buildings in the elastic and elastic-plastic stage of deformation under the effect of the type of seismic loads are made.

· A method of calculation of frame buildings with diaphragm for seismic effects, taking into account the full chart of material deformation structures using accelerograms real and artificial earthquakes is developed.

· The methods, algorithms and software for calculation of system "soil-structure" on seismic effects including damage to structures and structural elements of irreversible plastic deformation in soils are developed.

· For the large-panel and frame buildings, with the self-supporting walls, the analytical expressions for determining the periods of free oscillations depending on height of buildings  are obtained.

· A method of the exact analytical calculating of the high-rise structures, such as chimneys, is developed, which takes into account a possible period of free oscillations of the cross section of the construction according to its height, which can be a resonance in dependence on  the dominant periods of seismic ground motion.

· The new technical solutions for aseismic buildings and structures are developed,  which have the properties of high seismic energy dissipation of system and escape from the resonance, firming performance and reliability as well.

· On the example of Almaty,  a new technique for mapping of seismic zoning is developed on the base of the  using the spectral characteristics of soils, which takes into account density and performance characteristics of the medium of the sedimentary cover. A series of maps will allow, on the design stage, to predict and avoid resonant vibrations of the soil and building.

The practical implementation of research is as follows:

· The determination of motion parameters of complex engineering structures, using through seysmotelemetric equipment, has been held naturally, when the measuring devices are installed at the site and the recording equipment is fixed to the base point, placed at a considerable distance from the first, and all information is transferred from the measuring instruments into the  recording channels using the to seismotelemetric communication. The using this method allows one to save time, eliminate crashes when registering vibrations facilities, ensure reliable operation of the equipment in the field and during earthquakes.

· The field studies to determine the dynamic characteristics of vibration waterfront of Kapchagai hydroelectric (logs and channel dams and rock outcrop) are carried out, the model of the riverbed dam is tested as well.  For this purpose, the Institute of Seismology made a seismoplatform to test the structures, the models of buildings, and the soils on the alternating dynamic loads such as seismic, operating in a given amplitude and frequency mode. The main technical characteristics of a seismoplatform: the maximum weight of subjects designs - 2 tons, the range of frequencies - 0.1 50 Hz,  the amplitude of displacement – 2, 5,  10 mm. Using the seismoplatform, we tested the small-scale model of the dam on the alternating types of seismic load. This research allowed  us to assess the real seismic reliability of objects of the  Kapchagai hydropower waterfront.

· The methods of testing on earthquake-resistant of the design of special purpose (tunnels, buildings cascade mountain rivers, high-pressure pipelines and other structures) in the high mountains and rugged terrain are approved.

The obtained results can be used not only in Almaty and seismically active regions of the Republic of Kazakhstan, but also in the neighboring countries and other countries whose territories are vulnerable to earthquakes. Technical solutions Earthquake Engineering, calculation methods, nomograms and software package can be used by the research and design organizations.

On December 1, 2003 at 07 hours 39 minutes of Almaty time, a severe earthquake occurred on the adjacent territory of China and Kazakhstan.

According to the Central Seismic Observatory "Almaty", the epicenter of earthquake was located at 310 km south-east of the city of Almaty. Coordinates of the epicenter of the earthquake 42 ° 52 'N,  80 ° 39' E, magnitude Ms = 5.7 (energy class K = 14.0). Most strongly in Kazakhstan, the  earthquake was felt in the Raiymbek area of Almaty region. In a limited area within the epicentral zone, the intensity of its display on the surface of the earth reached 7 points on the MSK-64 scale.

Seismotectonic conditions in the earthquake area on 01.12.2003 is related to  the South Ketmen and adjacent to the south of it the Basylutausk seismogenic zones. The most likely faults, which are confined to areas of focus of the earthquake happened, is a zone of convergence of the Syumbinsk, Basulytausk and the groups of Chuladyrsk faults with northeast strike. At the center of seismic zoning map, the foci is located in the  eight point of shock, the pleistosest area has an elongated shape and the major axis of the ellipse coincides with the strike of the faults to which this outbreak is attached.

The macroseismic team has  surveyed the 40 villages. According to the results,  a map of the macroseismic survey isoseismals is constructed,  on which the 7, 6, 5 and 4-point zone shaking in Kazakhstan are shown. The Sumbe town, located of 20 kilometers from the epicenter of the earthquake,  has suffered more strongly. Here, the vast majority of the private buildings are of adobe. There are buildings of brick, mainly administrative purposes (school, city administration, ambulance). There are damages expressed by deep through cracks in the walls, drop the parts of chimneys. Some  houses have 4 degrees of destruction as the breaches in the walls, and their departure from the ceiling. In the buildings of brick cruciform, the cracks in the walls appeared, and a spalling of large pieces of plaster took place. Most people were scared and ran out of  buildings.  Many people hardly kept on their feet, many sick. In a 6-point scale,  almost all adobe houses were observed cracks in the corners of rooms. In some buildings of this type were observed through cracks in the walls. In brick buildings, the damage was in the form of  the hairline cracks in the corners. In some of them the joints in slabs were developed. In the school, in the village of Tekes,  the cracks up to 5 cm between the supporting walls and support beams median appeared. In many classrooms, the glass were  broken. The earthquake of December 1, 2003 in the border area of China, based on the total seismicity,  is considered as a natural manifestation of the seismic regime in the region.

 

Damage to houses in the village Sumbe

 

Area  of earthquake  of 01.12.2003.

red star - the epicenter of the earthquake, triangles: green - complex, blue - geophysical, yellow - seysmotelemetricheskie and red - built station.

Воскресенье, 20 Августа, 2017

Поиск

Последствия

Под прогнозом ущерба от землетрясений понимается оценка возможных последствий от сильных и катастрофических землетрясений, которые могут вызвать необратимые изменения геологической среды, разрушение промышленных, сельскохозяйственных и гражданских объектов. Кроме того, могут быть социальные потери, связанные с травматизмом, нарушением снабжения из-за повреждения транспортных коммуникаций, ухудшения жилищно-бытовых условий, миграции населения из районов бедствия, снижения трудовой активности людей. Все отмеченное выливается значительными экономическими потерями в масштабе государства. Поэтому разработкой методов комплексного прогноза экономического и социального ущерба от землетрясений и связанных с ними вторичных факторов в Институте сейсмологии занимается лаборатория ущерба от землетрясений (руководитель Т.Абаканов). 

Теоретические исследования направлены на разработку оценочных критериев ожидаемого ущерба от динамических воздействий землетрясений различной силы путем изучения последствий известных катастрофических событий в различных странах. В этом плане получены следующие результаты: 

· Создана методика и разработана программа построения прогнозных изосейст балльности от ожидаемых землетрясений на территории Республики Казахстан, которая учитывает глубину гипоцентра, магнитуду, местоположение и приуроченность очага землетрясения к зонам ВОЗ.

· На основе сбора, обработки, анализа и интерпретации материалов обследования последствий происшедших в мире разрушительных землетрясений за последние 100 лет, разработаны методика и программные средства для прогноза социально-экономического ущерба от разрушения построек в населенных пунктах из-за сейсмических воздействий интенсивностью от 6 до 10 баллов.

· Разработаны методы расчета, созданы номограммы для подбора оптимальных параметров гибкости, процента армирования, класса бетона статически неопределимых несущих железобетонных конструкций зданий в упругой и упруго-пластической стадии деформирования в условиях воздействия нагрузок типа сейсмических.

· Создана методика расчета каркасных зданий с диафрагмами жесткости на сейсмические воздействия с учетом полной диаграммы деформирования материалов конструкций с использованием акселерограмм реальных и искусственных землетрясений.

· Разработаны методика, алгоритм и программа расчета системы "грунт-сооружение" на сейсмические воздействия с учетом повреждений в элементах конструкций сооружений и необратимых пластических деформаций в грунтах.

· Получены аналитические выражения для определения периодов свободных колебаний крупнопанельных и каркасных с самонесущими стенами зданий в зависимости от этажности.

· Создана методика точного аналитического расчета высотных сооружений типа дымовых труб, где учитывается возможный период свободных колебаний сечения сооружения по его высоте, который может явиться резонансным в зависимости от доминантных периодов сейсмических колебаний грунта.

· Разработаны новые технические решения сейсмостойких зданий и сооружений, которые обладают свойствами повышенной диссипации энергии сейсмических колебаний системы и выхода из резонанса, повышенными упругими характеристиками и надежностью.

· На примере г.Алматы разработана принципиально новая методика составления карт сейсмического микрорайонирования (СМР) на основе использования спектральных характеристик грунтов, где учитываются плотностные и скоростные характеристики среды всего осадочного чехла. Построенная серия карт позволит на стадии проектирования прогнозировать и избегать резонансные колебания грунта и сооружения.

Практическая реализация исследований заключается в следующем: 

· Проведено натурное определение параметров колебаний сложных инженерных сооружений с использованием сквозной сейсмотелеметрической аппаратуры, когда измерительные приборы устанавливаются на объектах, а регистрирующая аппаратура стационарно находится на базовом пункте, размещенном на значительном расстоянии от первого, а вся информация перекачивается из измерительных приборов в регистрирующие по сейсмотелеметрическим каналам связи. Использование данного метода позволяет экономить время, исключить сбои при регистрации колебаний сооружений, обеспечить надежность работы аппаратуры в полевых условиях и при землетрясениях.

· Проведены натурные исследования по определению динамических характеристик колебаний напорного фронта Капчагайского гидроузла (логовой и русловой плотин и скального останца), а также проведены испытания модели русловой плотины. Для этой цели в Институте сейсмологии изготовлена сейсмоплатформа для испытания конструкций, моделей зданий и сооружений, а также грунтов на знакопеременные динамические воздействия типа сейсмических, работающая в заданном амплитудно-частотном режиме. Основные технические характеристики сейсмоплатформы: максимальный вес испытуемых конструкций - 2 тонны; диапазон частот - 0,1 50 герц; амплитуда смещения - 2,5 10 мм. С использованием сейсмоплатформы проведены испытания мелкомасштабной модели плотины на знакопеременные нагрузки типа сейсмических. Проведенные исследования позволили оценить реальную сейсмическую надежность объектов напорного фронта Капчагайского гидроузла.

· Апробированы методы обследования на сейсмостойкость сооружений специального назначения (тоннелей, зданий каскада ГЭС на горных реках, трубопроводов высокого давления и других сооружений) в условиях высокогорья и пересеченной местности.


Полученные результаты могут быть использованы не только в условиях г.Алматы и сейсмоактивных регионах Республики Казахстан, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья, территории которых подвержены землетрясениям. Технические решения сейсмостойких сооружений, методики расчетов, номограммы и пакет прикладных программ могут быть использованы научно-исследовательскими и проектными организациями

1 декабря 2003 года в 07 часов 39 минут Алматинского времени на сопредельной с Казахстаном территории КНР произошло сильное землятресение.

По данным Центральной сейсмической обсерватории «Алматы» Glossary Link очаг землетрясения находился в 310 км на юго-восток от г.Алматы. Координаты эпицентра землетрясения j = 42°52` с.ш., l = 80°39` в.д., магнитуда Мs = 5,7 ( Glossary Link энергетический класс К = 14.0). Наиболее сильно на территории Казахстана Glossary Link землетрясение ощущалось в Райымбекском районе Алматинской области. На ограниченной территории в пределах эпицентральной зоны интенсивность его проявления на поверхности земли достигла 7 баллов по шкале MSK-64.

Сейсмотектоническая обстановка в районе землетрясения 01.12.2003г. обусловлена Южно-Кетменьской и примыкающей с юга к ней Басылутауской сейсмогенными зонами. Наиболее вероятными разломами, к зонам которых приурочен очаг происшедшего землетрясения, является зона сближения Сюмбинского, Басулытауского и группы Чульадырских разломов имеющих северо-восточное простирание. На карте сейсмического районирования очаг находится в восьми балльной области сотрясений, плестосейстовая область имеет вытянутую форму и большая ось эллипса совпадает с простиранием разломов к которым приурочивается данный очаг.

Макросейсмическим отрядом проведено обследование около 40 населенных пунктов. По результатам макросейсмического обследования построена карта изосейст, на которой выделены 7, 6, 5 и 4 балльные зоны сотрясаемости на территории Казахстана. Наиболее сильно на территории Казахстана пострадал населённый пункт Сумбе, расположенный в 20 километрах от эпицентра землетрясения. Подавляющее большинство частных строений из самана. Встречаются здания из жженого кирпича, в основном административного назначения (школа, акимат, амбулатория). Имеются повреждения, выраженные глубокими сквозными трещинами в стенах, падение частей дымовых труб. Отдельные дома получили разрушения 4 степени в виде проломов в стенах и их отхода от потолка. В зданиях из жжёного кирпича наблюдались крестообразные трещины в стенах, откалывание больших кусков штукатурки. Большинство людей были напуганы и выбежали из помещений. Многие люди с трудом удерживались на ногах, многих тошнило. В 6-балльной практически во всех саманных домах наблюдались трещины по углам комнат. В отдельных строениях этого типа отмечались сквозные трещины в стенах. В кирпичных зданиях присутствовали повреждения в виде волосяных трещин по углам. В отдельных из них были разработаны швы в панелях перекрытий. В селе Текес средней школы появились трещины размером до 5 см между опорными стенами и срединными опорными балками. Во многих классах выбиты стёкла. Землетрясение, происшедшее 1 декабря 2003 года на приграничной территории Китая, исходя из общей сейсмичности, рассматривается как естественное проявление сейсмического режима данного региона.

 

Повреждение домов в селе Сумбе

 

Район землятресения 01.12.2003г.

красная звездочка - Glossary Link эпицентр землетрясения, треугольники: зеленый - комплексные, синий - геофизические, желтый - сейсмотелеметрические и красный - строящиеся станции.

Выступления Президента