Wednesday, 24 April, 2019

Seismic hazard

Seismic hazard assessment is the first link in the prediction of seismic situation. Depending on the research objectives and the scale seismic zoning can be general, detailed,  and microseismic. The Institute has the fairly comprehensive materials on earthquakes with K 14-15 (M 5.5-6.0) for the entire region  since 1865, and on instrumental observations since 1929; for K 12-13 (M 4.5-5,0) since  1951; for K 8-9 (M 3.0-3.5) since 1961. Based on these materials are created:  a map of the epicenters of strong earthquakes, including events with M 4.0 and reflecting in general features of their spatial distribution; a map of epicenters of small earthquakes, reflecting their more common, but not the same density in different areas, as well as their spatial relationship distribution with the latest morphostructures; the maps of epicenters and seismic activity, which show the degree of differentiation of the territory on these parameters; the maximum possible earthquake map (Kmax) for different seismic regions.

The study of the deep structure tectonosphere criteria to determine the degree of typing its seismic hazard is carried out. Speed, density and structural properties of the crust and upper mantle of the Tien Shan and adjacent areas were studied based on deep seismic soundings, regional seismological observations and seismogravitational modeling based on integrated interpretation of gravity and seismic wave fields. The results revealed a fundamentally important regional structural features of the earth's crust and upper mantle seismic and aseismic areas.

Within Kazakhstan, there are three types of crust differ in physical properties and confidence level are identified by the gravitational field. Type I corresponds to the Kazakh shield and Tarim plate, type II - the crust of the Turan plate, type III - orogenic Tien Shan and Altai Dzungaria.

The properties of the geophysical environment at different hypsometric levels (up to 300 km) tectonosphere Tien Shan and adjacent platform areas are studied. It is found  that the crust and mantle of the Tien Shan on the fundamental physical parameters (speed, density, geothermal, elastic strength and energy) are abnormally different from those in the platform areas. The mantle of the Tien Shan is significantly heterogeneous structure both laterally and vertically, marked structures with high and low values of velocity and density parameters in relation to the normal mantle.

A block diagram of the soles of the crust and mantle activity in Kazakhstan and the surrounding areas is created.  The generalized geodynamic model of tectonosphere of the Tien Shan seismogenic zone, covering focal zone of the strongest earthquakes is compiled;  it explains the increase in the total thickness of the crust in mountain areas due to the increased thickness of the granite-gneiss layer, which is fundamentally different from the previous model.

Morphologically identified and described in the North Tien Shan a deep destructive area between the Ili  and Issyk-Kul cavities, is fundamentally different to the physical parameters of the platform and orogenic crustal blocks. Available data allow to carry the North Tien Shan destructive zone to the category of mobile zones of the cortex, which has an excited endogenous regime and increased permeability. At the top of the cortex area is expressed by a series of upthrust-thrusts. Such tectonic position determines the high degree of seismic activity in the region. A map of the depth and power hierarchy of seismogenic zones of the south-east of Kazakhstan is developed. A map of the Alpine geodynamics of North and Central Asia in scale 1:8000000 is developed.

A map of the new active faults, reflecting the dynamics of tectonic movements in meridional tangential compression of the lithosphere is constructed. The identified network of faults (shifts, reverse faults, thrust upthrust and discharges), along with a conjugate morphostructures, presents  a single paragenesis corresponding geodynamic model meridional tangential compression of the crust. A map of the seismogenic zones of the Republic of Kazakhstan in the scale of 1:2,500000, is made, which was the basis of the seismic zoning.

In order to study the stress-strain state of the upper crust as a consequence of neotectonic movements, the technique of the geometrization and the calculation of the quantitative characteristics of new morphological structures is developed. Morphometric study of new structures is produced and for the first time for the south-east of Kazakhstan the quantitative parameters of the stress-strain state (the value of reducing the upper crust due to horizontal compression, the value of the total vector of tectonic movements, the angle of the uprising full vector, the horizontal and vertical deformation rate of the horizontal and vertical deformation of the latest stage - 30 106 years) are calculated. The scheme of zonation of  advanced structures in the degree of compression in the horizontal scale of 1:1,000,000 is made.

The study of seismic effects and the forecast maximum intensity tremors.

For the prediction of seismic effects, the  macroseismic materials collected during different periods in areas with different tectonic and geotechnical conditions are  studied;  the damping intensities with distance is investigated (determined the  regional coefficients in the equations of the macroseismic field);  a theoretical calculation for a given seismic source parameters and environment  is made. The macroseismic data are studied, the models of isoseismals are made  and the decay laws of seismic tremors at different distances from a certain magnitude of the earthquake are derived (the task of determining the coefficients in the known equations of the macroseismic field).

The map of summary isoseismals is  the total picture of the distribution on the surface of the observed shocks. To estimate the parameters of seismic effects on the expected strong earthquakes,  the relations between the main parameters of impacts to the characteristics of sources and the environment are established. To do this, the available global and regional dependences, describing the relationship of maximum amplitudes corresponding periods of duration, spectral width of the reaction to the established factors affecting the seismic vibrations - magnitude, type, focal mechanism, distance, type of soil conditions have been used.

Practical implementation in the assessment of seismic hazard in the Republic of Kazakhstan is carried through the development of seismic zoning maps of varying detail, the need for which arises in connection with the development of the national economy.  and development.

Due to the large scale civil and industrial construction in earthquake-prone areas of the Almaty industrial area, a detailed seismic zoning of the region to scale 1:500,000. The main map of the initial intensities and seismogenic zones provides an assessment of Mmax by 0.5 units, the expected seismic intensity contours with a step by 0.5 points, contour lines mean repetition frequency tremors of varying intensity. The package includes also a map of the total intensities due to geological conditions and a map of the maximum acceleration. The development can be used for selection of construction sites for all objects (except for very important), and for the prediction of seismorelated  processes as well.

Integrated seismic zoning map of the city of Almaty is based on new methodological developments of the Institute of Seismology, including two crucial points: 1 - to determine the seismic design, a new approach, the distinctive feature of which is the summation of intensity increments with smoothly decreasing initial intensities, 2 – the results of depth study of the structure of the basement and the sedimentary cover are used, which allowed for the first time in the world practice to identify and take into account in normative terms the position of fault zones, which are activating  by strong transition earthquakes.

As a result of scientific cooperation in the field of seismic hazard assessment of Kazakhstan, Kyrgyzstan and China,  a map of seismic zoning of the Tien Shan in scale 1:2000000 have been created.

The general seismic zoning map of Kazakhstan on the scale 1:2,500,000 is developed.  The main load is the contour separating the zone of maximum intensity of the shock in points and engineering characteristics, the probability of exceeding of which a given time interval is less than the threshold. This map for Kazakhstan is accompanied by a set of maps showing the necessary features of tectonics, deep structure, seismotectonics, seismic parameters, seismic effects, etc. To map is a list of settlements, indicating the background intensities within them.

Geological Survey of the United States of AmericaGeological Survey of the United States of America

Вторник, 27 Июня, 2017

Поиск

Сейсмическая опасность

Оценка сейсмической опасности является первым звеном в прогнозе сейсмической ситуации. В зависимости от задач и масштаба исследований   Glossary Link сейсмическое районирование может быть общим, детальным, и микросейсмическим.  В Институте довольно полные материалы о землетрясениях с К 14-15 (М 5,5-6,0) для всего региона имеются с 1865 года, а по инструментальным наблюдениям с 1929г.: для К 12-13 (М 4,5-5,0) с 1951; для К 8-9 (М 3,0-3,5) с 1961г. На основе этих материалов созданы: карта эпицентров сильных землетрясений, включающая события с М 4,0 и отражающая в общем виде особенности их пространственного распределения; карта эпицентров слабых землетрясений, отражающая их более широкое распространение, но не одинаковую плотность на разных участках, а также связь их пространственного распределения с новейшими морфоструктурами; карты плотности эпицентров и сейсмической активности, которые показывают степень дифференциации рассматриваемой территории по этим параметрам; карта максимально возможных землетрясений (Кmax) для различных сейсмоактивных регионов.

Проведено изучение глубинного строения тектоносферы с целью определения критериев типизации её по степени сейсмической опасности. Скоростные, плотностные и структурные характеристики земной коры и верхней мантии Тянь-Шаня и сопредельных территорий изучены по материалам глубинных сейсмических зондирований, региональных сейсмологических наблюдений и сейсмогравитационного моделирования на основе комплексной интерпретации гравитационного и сейсмических волновых полей. В результате выявлены принципиально важные региональные особенности строения земной коры и верхней мантии сейсмоактивных и асейсмичных районов.

В пределах Казахстана установлено три типа земной коры, различающиеся по физическим свойствам и уверенно идентифицирующиеся по уровню гравитационного поля. Тип I соответствует Казахскому щиту и Таримской плите, тип II - коре Туранской плиты, тип III - орогенам Тянь-Шаня, Джунгарии и Алтая.

Изучены свойства геофизической среды на разных гипсометрических уровнях (до 300 км) тектоносферы Тянь-Шаня и прилегающих платформенных областей. Установлено, что   Glossary Link земная кора и мантия Тянь-Шаня по фундаментальным физическим параметрам (скоростным, плотностным, геотермическим, упруго-прочностным и энергетическим) аномально отличаются от таковых в платформенных областях. Мантия Тянь-Шаня имеет существенно гетерогенное строение как по латерали, так и в вертикальной плоскости, характеризуясь структурами с повышенными и пониженными значениями скоростных и плотностных параметров по отношению к нормальной мантии.

Создана структурная схема подошвы земной коры и активной мантии Казахстана и прилегающих территорий. Составлена обобщенная геодинамическая модель тектоносферы Тянь-Шаньского сейсмогена, охватывающая очаговые зоны наиболее сильных землетрясений; она объясняет увеличение общей мощности коры в горных областях за счет повышенной толщины гранито-гнейсового слоя, что принципиально отличается от прежних моделей;

Выявлена и морфологически описана Северо-Тяньшаньская глубинная деструктивная зона между Илийской и Иссыккульской впадинами, принципиально отличающаяся по физическим параметрам от платформенного и орогенного блоков земной коры. Имеющиеся данные позволяют отнести Северо-Тяньшаньскую деструктивную зону к разряду подвижных зон коры, обладающих возбужденным эндогенным режимом и повышенной проницаемостью. В верхней части коры зона выражена серией взбросо-надвигов. Такая тектоническая позиция определяет высокую степень сейсмической активности региона. Составлена карта глубинной и энергетической иерархии сейсмогенерирующих зон юго-востока Казахстана. Cоставлена карта альпийской геодинамики Северной и Центральной Азии в масштабе 1:8000000.

Составлена карта новейших активных разломов, отражающая динамику новейших тектонических движений в условиях субмеридионального тангенциального сжатия литосферы. Выявленная сеть разломов (сдвигов, взбросов, взбросо-надвигов и сбросов), вместе с сопряженно развивающимися морфоструктурами, представляет единый парагенез, отвечающий геодинамической модели субмеридионального тангенциального сжатия земной коры. Составлена карта сейсмогенерирующих зон Республики Казахстан в масштабе 1:2500000, которая послужила основой сейсмического районирования территории.

С целью изучения напряженно-деформированного состояния верхней части земной коры как следствия неотектонических движений,  разработана методика геометризации и расчета количественных характеристик новейших морфоструктур. Произведено морфометрическое изучение новейших структур, и впервые для юго-востока Казахстана рассчитаны количественные параметры напряженно-деформированного состояния (величина сокращения верхней части коры за счет горизонтального сжатия, величина полного вектора тектонических движений, угол восстания полного вектора, величины горизонтальной и вертикальной деформации, скорости горизонтальной и вертикальной деформации за новейший этап (30 106 лет). Составлена схема районирования новейших структур по степени горизонтального сжатия в масштабе 1:1000000.

Изучение сейсмических воздействий и прогноз максимальной интенсивности сотрясений.

Для прогноза сейсмических воздействий изучены макросейсмические материалы, собранные за разные периоды на территориях с различными тектоническими и инженерно-геологическими условиями; изучен характер затухания балльности с расстоянием (определены региональные коэффициенты в уравнениях макросейсмического поля); произведен теоретический расчет сейсмических колебаний при заданных параметрах очага и среды. Изучены макросейсмические данные, построены модели изосейст и на их основе выведены закономерности спадания сейсмических сотрясений на разных расстояниях от очага землетрясения определенной магнитуды (задача определения коэффициентов в известных уравнениях макросейсмического поля).

Карта сводных изосейст представляет собой суммарную картину распределения на земной поверхности наблюдавшихся сотрясений. Для оценки параметров сейсмических воздействий от ожидаемых сильных землетрясений установлены соотношения, связывающие основные параметры воздействий с характеристиками очагов и среды. Для этого использованы имеющиеся мировые и региональные зависимости, описывающие связь максимальных амплитуд, соответствующих им периодов, длительностей, ширины спектров реакции с установленными факторами, влияющими на сейсмические колебания - магнитудой, типом механизма очага, расстоянием, типом грунтовых условий.

Практическая реализация исследований по оценке сейсмической опасности территории Республики Казахстан осуществляется путем разработки карт сейсмического районирования различной детальности, потребность в которых возникала в связи с развитием народного хозяйства.

В связи с большими масштабами гражданского и промышленного строительства в сейсмоопасных районах Алматинского промрайона, проведено   Glossary Link детальное сейсмическое районирование этого региона в масштабе 1:500000. Основная карта исходной балльности и сейсмогенерирующих зон содержит оценку Мmax через 0,5 единицы, изолинии ожидаемой сейсмической интенсивности с градацией через 0,5 балла, изолинии средней частоты повторения сотрясений различной интенсивности. В пакет входят также карта суммарной балльности за счет инженерно-геологических условий и карта максимальных ускорений. Разработка может использоваться как для выбора площадок строительства всех объектов (кроме особо важных), так и для прогноза сейсмообусловленных процессов и явлений.

Карта комплексного сейсмического микрорайонирования города Алматы составлена на основе новых методических разработок Института сейсмологии, включающих два принципиально важных положения: 1 - для определения расчетной сейсмичности предложен новый подход, отличительной особенностью которого является суммирование приращений балльности с плавно убывающей исходной балльностью; 2 - использованы материалы изучения глубинного строения фундамента и осадочного чехла, что позволило впервые в мировой практике выделить и учитывать в нормативном плане положение зон разломов, активизирующихся под воздействием сильных транзитных землетрясений.

В результате научного сотрудничества в области оценки сейсмической опасности Казахстана, Кыргызстана и КНР создана Карта сейсмического районирования Тянь-Шаня в масштабе 1:2000000.

Cоставлена карта общего сейсмического районирования Казахстана в масштабе 1:2500000.  Основной нагрузкой являются изолинии, разделяющие зоны максимальной интенсивности сотрясений в баллах и инженерных характеристиках, вероятность превышения которой в заданный интервал времени меньше заданного порога. Карта Казахстана сопровождается комплектом карт, отражающих необходимые особенности тектоники, глубинного строения, сейсмотектоники, параметров сейсмичности, сейсмических воздействий и т.д. К карте прилагается список населенных пунктов с указанием фоновой балльности в их пределах.

Геологическая служба Соединенных Штатов Америки

Выступления Президента