Tuesday, 11 December, 2018

Experimental base

Experimental base, which allows for basic and applied research in the field of seismology, represented by a network of integrated geophysical observatories, seismic, hydro-geochemical, hydrodynamic stations, geophysical observation points, seysmobiologicheskih hospitals, chemical laboratory, a system of data collection and transmission of information, the local processing center, data banks.

System seismological and earthquake forecast in Kazakhstan is developing in four levels. The first level - Teleseismic observation network. It is a seismological observatory "Obninsk" Russia is integrated into the global seismological network.

The second - a regional system of seismological observations throughout seismic Kazakhstan. It is designed to provide research materials to develop maps seysmoraynirovaniya and long-term forecast of earthquakes. Third - local forecast systems developed in the areas of expected earthquakes on long-term prognosis, as well as major oil and gas fields and areas of nuclear power plant construction. The main problem at which point the local observing systems - collecting data to support medium-and short-term earthquake prediction. Fourth - system engineering and seismic observations in the major cities and towns with digital strong motion stations ALTUS-ETNA.

The system combines the teleseismic observations supporting seismic stations in Almaty, Shymkent, Taraz, Taldykorgan, Semipalatinsk, equipped with a long-period for detecting distant earthquakes. Teleseismic network provides a representative recording of earthquakes with M 3.5 on the territory of Kazakhstan.

The system of regional seismological observations includes seismic stations and global positioning satellite measurements of GPS. Network of seismic stations provides a level of registration of representative earthquake energy class to 6.5 - in the middle of the ridges and Kungey Zailiysky Tau, to 7.5 - across the northern Tien Shan and Dzungaria to 8.0 - in the south of Kazakhstan and by 9 , 5 - in the territory of East Kazakhstan. According to quadripartite agreement between the U.S., Russia, Kazakhstan, and Kyrgyzstan in 1992 were developed global positioning satellite measurement methods GPS. Kazakhstan part of the landfill includes more than 150 items, most of which is confined to the mountainous part of the study area.

Local system of seismic observations deployed in the Northern Tien Shan and Dzungaria. Most full of it to the Registration Desk in Almaty where highlighted several areas of long-term earthquake prediction. In this system, involving almost all the methods of observations: seismic, geophysics, gidrogeodinamika, hydrogeochemistry, deformograph and seysmobiologiya.

Seismic points are equipped with digital recording systems and data collection IDS-24, GPS-18 Swiss-made with a dynamic range of 130 dB. The system includes a set of exact time GPS, a computer with software that allows you to view data, to produce detailed mathematical analysis, and data transfer channels.

In the local system, significant development of geophysical methods. They include geomagnetic (module and component), electrotelluric observation and research on the electromagnetic radiation.

Network of geomagnetic observations consists of 17 points. Installed on all high-precision proton magnetometer CF-1 digital magnetic recording, and the four points absolute component magnetometers CF-03, to measure the modulus of the total magnetic field vector and its vertical and horizontal components, the horizontal angle of inclination angle of inclination of the vector and a full vector. The measurement - 1 minute.

Electrotelluric observations are made at seven locations in the ground-based version in which the measuring electrodes are placed in pits. Length spacing of 50-200 meters. Since 1997, five points commissioned borehole installation might better exclude the effect of weathering. When installing the measuring cables used in the body of a well laid wells bentonite clay, which makes good contact of the electrodes with the breed, safety measurement cables, as well as directly. In both types of systems used modern digital multichannel recorder ISU-3. The measurement - 1 minute.

Hydrogeochemical and Hydrogeodynamic studies of other monitoring techniques generate a significant amount of recorded parameters, a variety of apparatus used, methods of registration (from visual to automatic) and the measurement resolution. Observations of changes in the parameters of nitrogen thermal waters are held at 12 locations. Depths of wells range from 200 to 2500 meters. All monitored 24 parameters. This dynamic, physical, chemical, ion-salt and gas composition. Most of the settings are registered and is directly determined by the observation point. The gas composition is determined in the central chemical laboratory, that also made periodic monitoring of the quality of the observation points on chemical analyzes.

In hydrogeological observation is an issue of ensuring The registering and analytical instruments. Part of the problem is solved by its own development. To this end, upgraded and refurbished gazootbornikami more effective instruments for measuring radon emanation. Developed and operated by ultrasonic level and flow. Accordingly, these devices are designed to block registration with solid-state memory. The next step is to automate the development of hydro-geochemical observation "Workstation hydrogeochemical operator station (AWS)" on a personal computer.

Deformograficheskie tiltmetric and observations have a limited distribution, explained by the lack of appropriate equipment. Deformograficheskie observations are made on the "Medeo", "Kurt", "Turgenev" in special tunnels driven in the rocks and in terms of having a U-shape. The galleries feature precision quartz deformograph who work more than 20 years. Given the reliability and uniqueness of these devices for further use with the integration into the modern means of information transmission and processing system was developed pickup and recording data in digital form. Tiltmetric observations are made on the "Turgenev" and "Kurt" shtolnevymi tiltmeters "NS-1", to convert digital recording instrument "GIP-3", and on the "Medeo" automatic seismic station tiltmetric "ASNA" with analog recording tape on a chart. Organized svetodalnomernye observations at two fixed sites located on the "Turgenev" and "Lime". At each site equipped with four multi-directional measurement lines, linear measurements are performed with laser precision EDM SP-2. Measurement lines are located in the cross trending faults of the first order and the length ranges from 621 to 3468 meters. As noted above, in research to identify global tectonic movements used satellite geodesy (GPS). GPS network operation conducted jointly with the Institute of High Temperatures, Russian Academy of Sciences. The measurements on the network are performed once a year.

Seysmobiologicheskie observations are conducted in four specialized biostatsionarah and seismological station "Medeo". The species composition of animals is quite wide and includes three species of birds, four - reptiles, two - and two fish - mammals. For registration of motor activity of snakes is designed and manufactured device "Yes, one." The works on automating registration buzzer budgies.

Воскресенье, 20 Августа, 2017

Поиск

Экспериментальная база

Схема станции

Экспериментальная база, позволяющая осуществлять фундаментальные и прикладные исследования в области сейсмологии, представлена сетью комплексных геофизических обсерваторий, сейсмических, гидрогеохимических, гидродинамических станций, геофизических пунктов наблюдений, сейсмобиологических стационаров, химлабораторией, системой сбора и передачи информации, локальным центром обработки, банками данных.

Система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений на территории Казахстана развивается в четырех уровнях. Первый уровень - телесейсмическая сеть наблюдений. Она через сейсмологическую обсерваторию "Обнинск" Российской Федерации интегрирована в глобальную сейсмологическую сеть.

Второй - региональная система сейсмологических наблюдений на всей сейсмоактивной территории Казахстана. Она предназначена для обеспечения материалами исследований по разработке карт сейсморайнирования и долгосрочного прогноза землетрясений. Третий - локальные прогностические системы созданы в районах ожидаемых сильных землетрясений по долгосрочному прогнозу, а также на крупных нефтегазовых месторождениях и районах строительства АЭС. Основная задача, на которую ориентированы локальные системы наблюдений, - сбор данных, обеспечивающих средне- и краткосрочный Glossary Link прогноз землетрясений. Четвертый - система инженерно-сейсмометрических наблюдений на территории крупных городов и населенных пунктов, оснащенная цифровыми станциями сильных движений АLTUS-ETNA.

Система телесейсмических наблюдений объединяет опорные сейсмические станции Алматы, Шымкент, Тараз, Талдыкорган, Семипалатинск, оснащенные длиннопериодной аппаратурой для регистрации далеких землетрясений. Телесейсмическая сеть обеспечивает представительную регистрацию землетрясений с М 3,5 на всей территории Казахстана.

Система региональных сейсмологических наблюдений включает сейсмические станции и пункты глобальных позиционных спутниковых измерений GPS. Сеть сейсмических станций обеспечивает уровень представительной регистрации землетрясений энергетических классов К 6,5 - в центральной части хребтов Заилийский и Кунгей Алатау, К 7,5 - на всей территории Северного Тянь-Шаня и Джунгарии, К 8,0 - на юге Казахстана и К 9,5 - на территории Восточного Казахстана. В соответствии с четырехсторонним соглашением между США, Россией, Казахстаном и Киргизией с 1992 года получили развитие глобальные позиционные измерения спутниковыми методами GPS. Казахстанская часть полигона включает более 150 пунктов, большинство из которых приурочено к горной части исследуемой территории.

Локальная система сейсмологических наблюдений развернута в пределах Северного Тянь-Шаня и Джунгарии. Наиболее насыщена она пунктами регистрации в районе г.Алматы, где выделено несколько зон долгосрочного прогноза землетрясений. В данной системе задействованы практически все методы наблюдений: сейсмика, геофизика, гидрогеодинамика, гидрогеохимия, деформография и сейсмобиология.

Сейсмические пункты оснащены цифровыми системами регистрации и сбора данных IDS-24, GPS-18 швейцарского производства с динамическим диапазоном 130 дБ. В состав системы входит приемник точного времени GPS, компьютер с программным обеспечением, позволяющим просматривать данные, производить детальный математический анализ, а также передачу данных по каналам связи.

В локальной системе значительное развитие получили геофизические методы. Они включают геомагнитные (модульные и компонентные), электротеллурические наблюдения и работы по изучению электромагнитного излучения.

Сеть геомагнитных наблюдений состоит из 17 пунктов. На всех установлены высокоточные протонные магнитометры МВ-1 с цифровой магнитной регистрацией, а на четырех пунктах абсолютные компонентные магнитометры МВ-03, позволяющие измерять модуль полного вектора магнитного поля, его вертикальные и горизонтальные составляющие, угол склонения горизонтального вектора и угол наклонения полного вектора. Дискретность измерений - 1 минута.

Электротеллурические наблюдения проводятся на семи пунктах в наземном варианте, при котором измерительные электроды располагаются в шурфах. Длина разносов составляет 50-200 метров. С 1997 года на пяти пунктах введены в эксплуатацию скважинные установки, позволившие в большей мере исключить влияние атмосферных факторов. При монтаже измерительных кабелей в тело скважины применена закладка скважины бентонитовой глиной, что дает надежный контакт электродов с породой, сохранность измерительных кабелей, а также непосредственно скважины. В обоих типах установок применяется современный цифровой многоканальный регистратор ГИП-3. Дискретность измерений - 1 минута.

Гидрогеохимические и гидрогеодинамические исследования среди других методов наблюдений выделяются значительным количеством регистрируемых параметров, разнообразием применяемой аппаратуры, способами регистрации (от визуального до автоматического) и дискретностью измерений. Наблюдения за изменением параметров азотных термальных вод проводятся на 12 пунктах. Глубины скважин варьируют от 200 до 2500 метров. Всего наблюдается 24 параметра. Это динамические, физико-химические, ионно-солевой и газовый состав. Большая часть параметров регистрируется и определяется непосредственно на пунктах наблюдений. Газовый состав определяется в центральной химической лаборатории, где также производится периодический контроль за качеством проводимых на пунктах наблюдений химических анализов.

В гидрогеологических наблюдениях остро стоит вопрос об обеспечении современными регистрирующими и аналитическими приборами. Частично данная проблема решается собственными разработками. В этих целях модернизированы и переоборудованы более эффективными газоотборниками приборы для измерения эманации радона. Разработаны и эксплуатируются ультразвуковые уровнемеры и расходомеры. Соответственно, к этим приборам разработаны блоки регистрации с твердотельной памятью. Следующим шагом автоматизации гидрогеохимических наблюдений является разработка "Автоматизированного рабочего места оператора гидрогеохимической станции (АРМ)" на базе персонального компьютера.

Деформографические и наклономерные наблюдения имеют ограниченное распространение, объясняемое отсутствием соответствующей аппаратуры. Деформографические наблюдения проводятся на пунктах "Медео", "Курты", "Тургень" в специализированных штольнях, пройденных в скальных породах и в плане имеющих П-образную форму. Штольни оснащены кварцевыми прецизионными деформографами, которые работают более 20 лет. Учитывая надежность и уникальность данных приборов для дальнейшей эксплуатации с интеграцией в современные средства передачи и обработки информации, разработана система съема и регистрации данных в цифровом виде. Наклономерные наблюдения проводятся на пунктах "Тургень" и "Курты" штольневыми наклономерами "НШ-1", переоборудованными цифровыми регистрирующими приборами "ГИП-3", а на пункте "Медео" автоматической сейсмической наклономерной станцией "АСНС" с аналоговой записью на диаграммную ленту. Организованы светодальномерные наблюдения на двух стационарных площадках, расположенных на пунктах "Тургень" и "Известковый". На каждой площадке оборудованы четыре разнонаправленные измерительные линии, линейные измерения на которых выполняются прецизионным лазерным светодальномером СП-2. Измерительные линии расположены в крест простирания разломов первых порядков, а их длина составляет от 621 до 3468 метров. Как отмечалось выше, при проведении исследований по определению глобальных тектонических движений применяется спутниковая геодезия (GPS). Работы по сети GPS проводятся совместно с Институтом высоких температур Российской Академии наук. Измерения на сети выполняются один раз в год.

Сейсмобиологические наблюдения проводятся на четырех специализированных биостационарах и сейсмологической станции "Медео". Видовой состав животных довольно широкий и представлен тремя видами птиц, четырьмя - пресмыкающихся, двумя - рыб и двумя - млекопитающих. Для регистрации двигательной активности змей разработан и изготовлен прибор "Да-1". Начаты работы по автоматизации регистрации звуковой сигнализации волнистых попугайчиков.

Выступления Президента